Что заставляет петь жар-птица: в ABT экшн-версия Алексея Ратманского имеет Energetic Bird, Engaging Maiden

  • 26-01-2020
  • комментариев

Наталья Осипова в спектакле Алексея Ратманского «Жар-птица».

На прошлой неделе случайно появились новые версии - новые концепции - двух самых известных балетов канона: «Жар-птица» и «Лебединое озеро». Один был чудесным, другой - непримечательным. Такие вот дела.

Алексей Ратманский считается сегодня самым талантливым классическим хореографом. В течение последних недель мы видели его волнующие «Русские сезоны» в City Ballet и его очаровательную «Яркую струю» в ABT. Его новые работы повсюду - в Париже, Торонто, Амстердаме, Майами, а также в Нью-Йорке. А то, что он делает, очень разнообразно. Все, в чем вы можете быть уверены в нем, - это неустанное изобретение, украшенное уважением и щедростью к его танцорам - их постоянно растягивают, но никогда не подталкивают.

Теперь он растянул Жар-птицу - и, может быть, тоже немного ее подтолкнул. Когда в 1910 году Дягилев представил ее Парижу, это была сенсация: захватывающая хореография Фокина, блестящая игра Карсавиной и, прежде всего, захватывающая партитура Стравинского. (Это был его первый балет.) Эта версия, более или менее неразбавленная, до сих пор исполняется в Англии, где она была оживлена, когда главную роль взяла на себя Марго Фонтейн, которую тренирует сама Карсавина. Ее выступление было жестоким, ослепительным, трогательным - побег от молодого князя Ивана был для нее вопросом жизни и смерти; каким-то образом она объединила вспышку скорости и атаки с внутренней человечностью. Между тем, в 1949 году успех City Ballet был обеспечен, когда Баланчин создал свою собственную Жар-птицу для Марии Талльчиф, с ее откровенной демонстрацией танцевальной амплитуды и силы.

Ратманский отвернулся от человечности и индивидуальности Жар-птицы, ее сложного сочетания доминирования и симпатии. Он дает нам быстрое, стремительное существо в обтягивающем кожу красном цвете пожарной машины, и она всего лишь одно из 17 таких существ - нет ничего, что отличало бы ее от остальной стаи, кроме того, что она занимает центральное место. Если вы одна из 17 птиц, вам не так уж много человечности. Наталья Осипова, первоклассная спортсменка, металась взад-вперед по сцене, всегда командуя; даже когда в объятиях Ивана она была главной, как будто она играла с ним, а не в ловушку им. Осипова была абсолютно эффективна, но как танцовщица она не представляла особых проблем.

Ее Иваном был наивный, но мужественный Марсело Гомеш, как всегда полностью отданный своей ролью; вы болеете за него с самого начала, когда видите, как он вырывается через дверь в пустой комнате (кивок Петрушке), чтобы искать в лесу свою потерянную любовь. Когда он находит ее - в пышной зеленой одежде - она, как Жар-птица, неотличима от своих товарищей, за исключением остроумия и ума, которые Симона Мессмер привносит в эту роль. (В течение некоторого времени было ясно, что Мессмер - одна из самых интересных женщин в ABT. Кто еще мог выглядеть так хорошо несколько сезонов назад не только как одна из Бейкеровской дюжины Твайлы Тарп, но и как Мирта Жизель?)

Ратмански и Мессмер освобождают Деву от ее обычного мягкого образа, делая ее одним из двух самых привлекательных персонажей на сцене, а другим является Дэвид Халлберг в роли злого колдуна Кашей (роль, которую исполняли в дни их танцев и Баланчин, и Эштон). Кашей Халльберга одновременно и угроза, и крик. Он одет в блестящее черное платье с изумрудно-зелеными штрихами - его головной убор, перчатки - немного похожий на злодея из боевиков: Зеленый Шип. Но нет ничего смешного в том, как он контролирует очарованных девушек и злоупотребляет ими. Когда его свергает Жар-птица, мы оба счастливы видеть его побежденным и грустно видеть, как он уходит.

Учитывая странность некоторых решений Ратманского, что делает эту Жар-птицу такой радостной, такой отрадной? Как всегда в его работах, есть бесконечно гениальные приспособления. Кто еще сегодня так четко и убедительно использует группы танцоров? Есть волшебные лесные декорации (Симона Пастуха) - то гротескные, то красивые. Существуют мощные и продуманные прогнозы. Достаточно русские костюмы (Галины Соловьевой) привлекают. Но наиболее важным является то, как действие стремительно движется вперед, когда борьба между добром и злом висит на волоске, пока в конце не возобладает Жар-птица, девушки выходят из своего плена с длинными золотыми косами и длинными белыми платьями, и в coup de théâtre, пленные мальчики освобождаются от скрюченных деревьев. Славная кульминация Стравинского зажигает в Ратманском волнующее утверждение человечности и возрожденное видение счастья.

Как описать «Лебединое озеро» австралийского балета? (Извините: «Лебединое озеро» Грэма Мерфи, как его скромно называют.) Вот идея. Мы на каком-то эдвардианском курорте, где принц Зигфрид, влюбленный в свою любовницу, баронессу фон Ротбарт, только что был выдан замуж за несколько нестабильную девушку по имени Одетт. Все ужасны для нее без видимой причины, и она недовольна, когда ее жених жестоко игнорирует ее из-за баронессы - фактически, она набрасывается на нее, ломается, и члены королевской семьи отправляют ее в санаторий, где мы наблюдаем, как она принимает гидротерапия. (Это первый?) На этом этапе прошел примерно час, а лебедей нет.

Но Одетте снится сон или видение, в котором она находится у замерзшего озера (огромный круглый наклонный диск), а вокруг нее кружится множество сочувствующих лебедей. Появляется Зигфрид, но ничего не получается. Вернувшись в санаторий, он и баронесса еще больше притесняют ее, пока она каким-то образом не уходит, по-видимому, вылеченная, и в элегантном белом вечернем платье разбивает бал баронессы. (Это противоположность традиционному «Лебединому озеру», в котором злобная Одиллия разбивает мяч. Умно, а?) Две женщины сражаются за беспомощного и бесхарактерного Зигфрида. Одетта явно преобладает, но, поскольку мы приближаемся к трем часам, мы вернулись к озеру, и она решила навсегда исчезнуть в его темных водах.

Все это тщательно проработано, с множеством вспомогательных персонажей, личность которых уточняется только в примечаниях к программе. Танцевальная лексика вульгаризирована и классически искажена, но за Грэма Мерфи можно сказать, что он знает, что вульгаризирует. (От этого становится лучше или хуже?) Эта работа стала хитом для Австралийского балета с момента его премьеры 10 лет назад и с тех пор является их визитной карточкой - несомненно, из-за острого эха Шарля-Ди- Камилла разгромлена. Еще один штрих.

комментариев

Добавить комментарий