Мифологии: Несмотря на замечательные усилия, компания Марты Грэм просто не может сравниться со своим основателем

  • 16-11-2020
  • комментариев

Абдиэль Якобсен и Диана Вишнева в «Поручении в лабиринт».

Это была неделя Марты Грэм в Нью-Йорке. Каждый год или два компания Graham храбро бросается на нас, воплощая в жизнь свою мечту о том, что все может снова стать таким, каким было раньше. Увы, не могут. Начнем с того, что Грэм как творческая сила ушла в прошлое задолго до того, как она сама ушла в прошлое. А затем в полном ярости она выгнала из своей компании великолепных танцоров, которые должны были быть хранителями пламени. Сегодня танцоры не на этом уровне - они очень способные, но они не больше, чем жизнь, какими казались собственные танцоры Грэхема. Единственным реальным исключением была Фан-И Шеу, и, помимо особой внешности, она тоже ушла в прошлое.

Самым ярким событием недели стало появление в качестве гостя великолепной классической балерины Дианы Вишневой на гала-представлении в центре города «Errand into the Maze», одной из многих работ, в которых Грэм использовал миф - в данном случае историю о Ариадна и Минотавр - чтобы выразить свое ощущение жестоких столкновений с демонами, которые окружали ее, и победы над ними; трижды она противостоит «Созданию страха», прежде чем одолеть его и выйти на свет. Вишнева - танцовщица необычайного размаха и мастерства, а также танцевальный интеллект. Она также замечательный работник. Я наблюдал за ней в Санкт-Петербурге много лет назад на мастер-классе, который Меррил Эшли давала ведущим танцорам Кирова по технике Баланчина. Почти все остальные казались нетерпеливыми и скучающими; она с жадностью поглощала все, что предлагала Эшли. Неудивительно, что она стала лучшей девушкой Руби со времен Патрисии МакБрайд.

Вишнева с такой же целеустремленностью и решимостью обратила внимание на Поручение в Лабиринт и выступила с честью. Но Грэм не Баланчин, то есть классик. Никакой интеллект, усердие или талант не могут заменить изначальную силу движения Грэхема: она могла медленно поднять руку, и небеса дрожали. В каждый момент она выражала крайнюю интенсивность; все было вопросом жизни и смерти. Вишнева выкладывалась на все сто и браво, но, в конце концов, она не все, Грэм. Когда позже в программе Ши вернулся в труппу, чтобы дать страстное исполнение Chronicle, мы увидели настоящую вещь - волну безудержного чувства, которое было естественным для Грэхема и тех, кого она воспитывала.

Сегодняшняя компания заполнена прекрасно обученными танцорами - они двигаются великолепно и с преданностью. Вы могли видеть их в своих лучших проявлениях в виде мощно заряженного хора в «Ночном путешествии», версии Грэхема «Эдипа и Иокасты». Во главе с измученным Блейкли Уайт-Макгуайром им удалось вызвать ужас ужасной катастрофы, которую они знают, и не могут предотвратить. Слепой провидец Тиресиас, владеющий устрашающим посохом, который помогает ему перемещаться вперед и назад по сцене, - непревзойденная роль, и Сэмюэл Потт сделал это правильно. Джокаста Мики Орихара менее убедительна - она прекрасная и опытная танцовщица (в труппе она 25 лет) - но я считаю ее более уязвимой и грустной, чем обреченной; есть некоторая мягкость. Тадей Брдник всегда выделялся в роли стойких (и не очень ярких) греческих героев Грэхема, таких как Ясон в «Пещере Сердца» и здесь в роли Эдипа. Вы можете полюбоваться всеми этими выступлениями, но если вы посмотрите фильм «Ночное путешествие» или его отрывок на YouTube, даже если Грэхем серьезно запутался, вы увидите разницу между танцорами Грэма тогда и сейчас. Жестокость Хелен МакГихи как лидера хора почти дикая, а Тиресий Пола Тейлора просто поражает; большинство людей сегодня просто не знают, каким великим танцором он был. Мощь и сила его движений - это качества, которые Грэм требовала от своих танцоров, и это то, что она получила от них. И это те качества, которых нам сегодня не хватает.

Было не очень хорошей идеей возвращать одну из немногих «комических» работ Грэхема «Каждая душа - это цирк» (1939). «Императрица арены» - угадайте, кто это была - мечтает о себе в различных аватарах в рамках дисциплины «Мастер колец» и со своим приятелем «Акробат». Грэм, очевидно, прекрасно проводила время, бездельничая, разыгрывая игры, демонстрируя, каким прекрасным спортом она занималась своим искусством, своей труппой и собой. Увы, юмор не был ее сильной стороной, и сегодня эта искусственная игра выглядит натянутой и умирающей. Самое интересное в этом - попытка понять, как она видела двух своих танцоров: Эрика Хокинса - сильного, мужественного, властного - и легкого и подвижного Мерс Каннингем. Их качества проявляются; Грэм понимала других танцоров так же хорошо, как она понимала себя. Жаль, что произведение интересно только исторически. (Странное примечание: «Каждая душа - это цирк», премьера которого состоялась всего за 13 месяцев до знаменитого мюзикла Гертруды Лоуренс-Курт Вейл-Ира Гершвин-Мосс Харт «Леди в темноте», повествующего о другой сломанной и сбитой с толку личности, чьи фантазии разбегаются - третье и решающее в цирке! Ясно, что что-то витало в воздухе.)

Прискорбно: на прошлой неделе также умерла Этель Уинтер, одна из самых восхитительных танцовщиц Грэма. Первой работой Грэма, которую я когда-либо видел, была Клитемнестра в ее первоначальном сезоне, а потрясающе красивая и царственная Зима, разумеется, была Еленой Троянской. Неудивительно, что Пэрис сбежала с ней. Десять лет войны, да, но какая женщина!

В начале 20-х годов Дягилев поручил юному Джорджу Баланчину ставить балеты для оперы в Монако - кто-то должен был это делать. Очень редко кому-либо сравнимого роста поручали эту неблагодарную задачу, но в последние годы Марк Моррис, Кристофер Уилдон и Дуг Варон хорошо проявили себя в Метрополитене, и кто-то там решил, что Бенджамин Миллепье, эта занятая пчела хореографа, может сделать то же самое с нынешней постановкой «Хованщины» Мусоргского. Результат будет катастрофой, если вы сможете присвоить такое наглое слово чему-то столь несущественному. В финальном акте, на боярском пиру, шесть гибких девушек в длинных черных юбках с прорезями (чтобы они могли просунуть в них ноги) плетутся вокруг, а слуги лорда тактично отворачиваются. Им не нужно было беспокоиться. В этом ленивом танце нет ни привлекательности, ни смысла. Это вызвало у меня ностальгию по плохим старым временам, когда в Аиде были зрелища с рабынями. Жалко, потому что все остальное в постановке было потрясающим.

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий